Малый и средний бизнес в сфере народных художественных промыслов (НХП) и ремесленничества в прошлом году заработал более 24 млрд рублей. Всего, по данным реестра МСП, в стране действует порядка 1,3 тыс. таких предпринимателей, общая численность работников – около 5 тыс. человек. Производят в основном одежду, пищевые продукты, сувенирную продукцию, изделия из древесины, сохраняя традиции народного искусства.
Активно развивается и другая категория – ремесленники. К ним можно отнести более 35 тыс. субъектов МСП. Это предприниматели, владеющие определенным ремеслом, которые производят на продажу изделия ручной работы: швеи, столяры, ювелиры, кузнецы и другие.
В современных народных художественных промыслах наблюдаются несколько тенденций. Во-первых, такой бизнес преимущественно женский – 67% всех индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, сектор стабилен: 73% ведут деятельность более трех лет, создавая устойчивый каркас сектора, принося основную прибыль и обеспечивая занятость 96% работников сферы.
– За последние несколько лет условия для развития бизнеса в сфере НХП значительно улучшились: увеличились поток внутреннего туризма, интерес к регионам, национальным культурам. Благодаря изменениям в законодательстве формируются комфортные условия: закрепляются направления развития креативных индустрий, расширяются меры поддержки компаний в сфере НХП, мастера теперь могут регистрироваться в качестве самозанятых, получая соответствующие преференции. Комплексный подход к развитию отрасли позволил нарастить суммарный годовой доход компаний в сфере народных промыслов более чем до 24 млрд рублей, – сообщила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
С 2016 года около 100 предприятий НХП, находящихся в реестре Минпромторга РФ, получают субсидии на компенсацию коммунальных платежей, модернизацию производства, закупку материалов и сырья, страховые взносы. По результатам исследования ассоциации «Народные художественные промыслы России», только финансовых мер поддержки для отрасли недостаточно. Необходима помощь в поиске рынков сбыта, продвижении, маркетинге.
В 2022 году Правительство РФ расширило возможности использования субсидии, выделяемой предприятиям НХП. Федеральные средства на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов можно потратить на разработку и обновление интернет-магазинов, рекламу в интернете, создание фирменной упаковки, расширение и модернизацию выставочных и торговых пространств.
– Сегодня увеличивается запрос со стороны бизнеса из сферы НХП на обучающие программы, помощь в продвижении, консультации. Минэкономразвития России разработало партнерские программы с маркетплейсами, в том числе с платформой «Ярмарка мастеров». Кроме того, поддержку в продвижении можно получить через центры «Мой бизнес». Так, компании могут принять участие в выставке «Ладья» на безвозмездной основе, для них создают специальные мастерские-коворкинги, организуют региональные ярмарки для сбыта продукции, – добавила Татьяна Илюшникова.
Напомним, центры «Мой бизнес» оказывают поддержку в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».